Занятия физической культурой для детей: как развивать здоровье и активность с самого детства
- Занятия физической культурой для детей: как развивать здоровье и активность с самого детства
- Связанные вопросы и ответы
- Какие виды занятий физической культурой наиболее подходящие для детей
- Как можно стимулировать интерес детей к занятиям физической культурой
- Какие виды занятий физической культурой наиболее подходящие для взрослых
- Как можно совместить занятия физической культурой с работой и повседневными обязанностями
- Какие виды занятий физической культурой наиболее подходящие для пожилых людей
- Как можно подготовиться к занятиям физической культурой для пожилых людей
- Какие виды занятий физической культурой наиболее эффективны для похудения
- Какие виды занятий физической культурой наиболее эффективны для укрепления мышечной массы
- Какие виды занятий физической культурой наиболее эффективны для улучшения координации движений
Занятия физической культурой для детей: как развивать здоровье и активность с самого детства
По наблюдениям специалистов, дети до 3 лет проводят более 2/3 времени бодрствования, занимаясь активными видами деятельности. Постепенно доля этого времени сокращается, однако нельзя отрицать, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии ребенка. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь, страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку безопасную среду дома.
Двухлетка ходит уже достаточно уверенно. Он может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д. В этом возрасте начинает формироваться навык бега. Малыш теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что кроха 2 лет часто падает и зарабатывает синяки. Дети этого возраста учатся прыгать на двух ногах, подниматься по лестнице, ездить на беговеле и самокате, трехколесном велосипеде.
В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом.
Дети среднего дошкольного возраста (3-5 лет) учатся быстро бегать, меняя направление, прыгать на одной и двух, перешагивать препятствия, ходить на цыпочках. Развитие координации движений позволяет малышам одновременно выполнять движения разными частями тела (например, качать головой и хлопать в ладоши).
В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).
У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на двухколесном велосипеде.
Пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.
Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:
- Ходить по линии и перекладине;
- Перепрыгивать препятствия;
- Стоять и прыгать на одной ноге;
- Попадать мячом в цель;
- Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.
Итак, двигательные навыки маленьких детей несовершенны. Чем старше ребенок, тем лучше развита координация движений, ловкость, точность, быстрота реакции. Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет развивать именно те свойства движений, которые сформированы недостаточно и требуют тренировки.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие виды занятий физической культуры наиболее эффективны для похудения
Ответ: Для похудения наиболее эффективными видами занятий физической культурой являются кардиотренировки, такие как бег, езда на велосипеде, плавание или занятия на тренажерах, способствующие интенсивному сжиганию калорий. Также эффективными могут быть занятия йогой, гимнастикой и другими видами тренировок, которые развивают мышечную массу и улучшают обмен веществ.
Вопрос 2: Какие виды занятий физической культурой наиболее полезны для укрепления здоровья
Ответ: Для укрепления здоровья наиболее полезными видами занятий физической культурой являются такие, как йога, гимнастика, аэробика, тайцзицюань и другие виды тренировок, которые способствуют развитию мышечной массы, укреплению скелета, улучшению обмена веществ и повышению иммунитета.
Вопрос 3: Какие виды занятий физической культурой наиболее полезны для развития координации движений
Ответ: Для развития координации движений наиболее полезными видами занятий физической культурой являются такие, как гимнастика, аэробика, танцы, йога, балет и другие виды тренировок, которые требуют точного выполнения движений и координации между разными частями тела.
Вопрос 4: Какие виды занятий физической культурой наиболее полезны для развития силы и выносливости
Ответ: Для развития силы и выносливости наиболее полезными видами занятий физической культурой являются такие, как силовые тренировки, тяжелая атлетика, бодибилдинг, бокс, кикбоксинг и другие виды тренировок, которые требуют выполнения нагрузок и развития мышечной массы.
Вопрос 5: Какие виды занятий физической культурой наиболее полезны для развития гибкости
Ответ: Для развития гибкости наиболее полезными видами занятий физической культурой являются такие, как йога, гимнастика, танцы, балет и другие виды тренировок, которые требуют выполнения гибких движений и развития мышечной гибкости.
Вопрос 6: Какие виды занятий физической культурой наиболее полезны для развития внимания и концентрации
Ответ: Для развития внимания и концентрации наиболее полезными видами занятий физической культурой являются такие, как йога, медитация, тайцзицюань, айкидо и другие виды тренировок, которые требуют высокой концентрации внимания и контроля над своими мыслями и чувствами.
Вопрос 7: Какие виды занятий физической культурой наиболее полезны для развития эмоционального благополучия
Ответ: Для развития эмоционального благополучия наиболее полезными видами занятий физической культурой являются такие, как йога, медитация, тайцзицюань, айкидо и другие виды тренировок, которые способствуют улучшению самочувствия, снятию стресса и развитию эмоциональной стабильности.
Какие виды занятий физической культурой наиболее подходящие для детей
Если состояние здоровья ребенка позволяет ему заниматься в любой спортивной секции, следует постараться учесть тип его телосложения, т.е. особенности конституции. И, конечно, возраст, потому что развитие мышц и систем их обеспечения энергией у детей и подростков в разные периоды развития неодинаково. И у разных типов конституции в одном возрасте – тоже.
Чтобы занятия физкультурой и спортом не казались скучной и неприятной работой, в любом возрасте лучше предлагать и выбирать те виды физической активности, которые лучше получаются, легче удаются и доставляют удовольствие. Это очень важно для выраженных дигестивников и астеников с их особенностями и связанными с ними проблемами. Ведь когда они смогут показать самим себе и другим (неизвестно, что более важно), что в этих упражнениях они если и не впереди всех, то уж точно не хуже других, то станут все чаще заглядывать в спортзал и меньше переживать за свою «неуклюжесть». А это залог здоровья не только физического, но и психического.
Детям мышечного типа одинаково легко даются почти все виды физических упражнений, им доступны любые виды спорта. Обладая отличной взрывной силой, особенно хорошо эти дети осваивают естественные движения скоростно-силового характера. В легкой атлетике это спринтеры, прыгуны и метатели, это гимнасты, теннисисты, футболисты и другие «игровики», конькобежцы – словом, спортсмены практически любых специализаций.
Учитывая особенности строения тела и мышц, ребятам астено-торакального телосложения очень рекомендованы упражнения для развития выносливости, при которых у них прогрессируют и другие двигательные качества. Если сравнить влияние разных упражнений на частоту простудных заболеваний, то для худеньких младших школьников лучше делать акцент на скоростно-силовые упражнения – прыжки, метания, упражнения с мячом, подвижные игры. В то же время любимые для них виды спорта – лыжные гонки, велоспорт, плавание, гребля, бег на длинные дистанции.
Исследования показали, что для укрепления здоровья ребятам дигестивного телосложения больше других подходят упражнения, направленные на преимущественное развитие скоростно-силовых возможностей. Очень неплохой эффект дают и комплексные упражнения. Вероятность спортивных успехов у детей дигестивного тело¬сложения выше всего в единоборствах (популярных сегодня ушу, самбо, дзюдо и других видах борьбы), «тяжелых» видах легкой атлетики (метаниях ядра и диска), некоторых спортивных играх (хоккее, водном поло и др.), а в более старшем возрасте – в тяжелой атлетике, атлетической гимнастике. Для девочек привлекательны занятия художественной гимнастикой, аэробикой – с фитболами, резиновыми лентами-амортизаторами, степ-аэробика. И девушки, и юноши дигестивного телосложения с удовольствием занимаются в тренажерных залах, но чаще не для достижения спортивных результатов, а для оздоровления, формирования красивой фигуры.
Все девушки независимо от телосложения проявляют интерес к ритмической гимнастике и ее разновидностям – аэробике, шейпингу, где занятия проводятся в группах. Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задаются ритмом музыкального произведения, а комплекс различных средств оказывает разностороннее воздействие на организм. В зависимости от выбора средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер.
И, наконец, плавание – одно из жизненно необходимых умений – полезно всем, и если не гнаться за рекордами, то тоже удается всем. Примечательно, что в Древней Греции очень нелестной характеристикой человека была фраза: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Плавание обладает мощным оздоровительным дейст¬вием: улучшает работу сердечно-сосудистой системы, укрепляет мышцы, снимает стрессы и дает отдых нервной системе. И все это происходит при разгрузке суставов, связок, позвоночника. Кстати, обучать малышей плаванию легче, чем школьников, и начинать это полезное дело можно раньше, чем занятия в других спортивных секциях.
Как можно стимулировать интерес детей к занятиям физической культурой
Определение 1
Интерес к занятиям физической культурой – это мотивация к выполнению различных физических упражнений и совершению действий, потребность в движениях и активной деятельности.
Формирование интереса к физической культуре является актуальной проблемой современности. Интерес к физической деятельности не является врожденным свойством каждой личности. Его необходимо развивать с дошкольного возраста, посредством мотивации к физической деятельности и использованию различных методов и средств организации физической активности дошкольников.
Физическая активность необходима каждому дошкольнику. Она развивает не только физическую сторону организма, способствуя формированию двигательных навыков, скорости, гибкости, выносливости, ловкости и т.д., но и способствуетребенка, активизации его познавательной заинтересованности.
Кроме того, современное воспитание основывается на гармоничном подходе т.е. формировании гармоничной личности. такое формирование невозможно без полноценногоребенка. Оно является основой его физического и психического здоровья, фундаментом благополучного развития.
Развитие интереса к физической активности дошкольника является необходимым условием эффективной деятельности педагога ДОУ. Интерес побуждает ребенка к действию. Он помогает:
- Развить внимание ребенка;
- Сформировать навыки пространственного восприятия;
- Возбудить творческое воображение;
- Развить все виды памяти;
- Повысить интерес к обучению;
- Повысить работоспособность организма.
В этой связи,развития устойчивого положительного интереса дошкольника к занятиям физической культурой приобретает первостепенное значение в современной сфере. Это требует приложения педагогом конкретных усилий и построения специальной, которая будет мотивировать к физической деятельности и занятиям физическими упражнениями.
«Воспитание у дошкольников интереса к занятиям физическими упражнениями»
Формирование интереса ребенка к любому виду деятельности зависит от эмоционального насыщения данной деятельности. Если физическая активность вызывает к дошкольника какие-либо эмоции, если она заставляет его испытывать радость, восторг, удовлетворяет его потребности, то ребенок будет стремиться к регулярной физической активности. Если эмоциональной активности при занятиях физическими упражнениями не возникает, то вовлеченности в нее попросту нет и ребенку не интересно заниматься данной деятельность.
Чтобы вовлечь дошкольника в физическую деятельность, насытить ее эмоциональным компонентом, необходимо использовать следующие приемы:
- Использование игровой деятельности в качестве основной формы обучения и развития дошкольников. Педагог должен умело использовать весь воспитательный потенциал игры и ориентировать ее применение на развитие конкретной стороны личности и мотивации к определенной деятельности. Физические упражнения, предложенные в игровой форме, займут устойчивую позицию в режиме дня дошкольника и станут основой его развития.
- Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Она должна моделировать деятельность дошкольников и различные ситуации, а также физическую деятельность.
- Вариативность физической активности. Нельзя использовать только одну форму физической деятельности. Занятия должны быть разнообразными и увлекательными.
- Простота и доступность физической деятельности. Физические упражнения должны находиться в соответствии с уровнем развития дошкольника, его возрастными физиологическими возможностями. Объяснять их выполнение необходимо наглядным примером и доступным языком.
- Выявление педагогом предпочтений детей в физической деятельности и физических упражнениях.
- Диагностирование эмоционального состояния дошкольников в ходе выполнения физических упражнений. Это помогает пересмотреть методы и приемы организации физической деятельности, мотивировать к ней на подготовительном этапе.
Какие виды занятий физической культурой наиболее подходящие для взрослых
Процессы, происходящие в организме во время занятий спортом, способствуют его оздоровлению и помогают предотвратить:
- Болезни сердца. Физические нагрузки снижают содержание «плохого» холестерина, активизируют обменные процессы, помогают миокарду, сосудам и крови легче восстанавливаться и обновляться.
- Диабет второго типа и резистентность к инсулину. У пациентов, регулярно занимающихся спортом, наблюдается более низкая концентрация глюкозы и гликированного гемоглобина в крови по сравнению с людьми, ведущими малоподвижный образ жизни.
- Онкозаболевания. Во-первых, упражнения снижают количество жира в организме, в том числе и интраабдоминального – самого опасного вида жира. Во-вторых, научный эксперимент Национального института онкологии США показал, что увеличение физической нагрузки снижает риск развития 13 видов рака: молочной железы, толстой кишки, эндометрия, печени, почек.
- Эректильную дисфункцию и снижение либидо. Часто эти расстройства являются следствием сидячего образа жизни, стресса, хронической усталости, плохой работы сердца и сосудов, замедлением обмена веществ – всего того, с чем спорт активно борется.
- ПМС и симптомы менопаузы. Регулярные занятия спортом сглаживают такие распространенные симптомы менопаузы, как перепады настроения, повышенная тревожность, депрессия, а также помогает сбалансировать гормональные колебания.
- Астму. Спорт благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему и препятствует появлению лишнего веса, ухудшающего состояние человека при астме.
- Инфекционные заболевания за счет увеличения содержание белых кровяных телец и лимфоцитов.
- Атеросклеротические поражения благодаря снижению показателей холестерина и улучшению циркуляции крови.
- Повышение давления, так как уменьшает образование норадреналина.
- А также ожирение, артрит, почечную недостаточность, тромбоз, остеопороз.
Как можно совместить занятия физической культурой с работой и повседневными обязанностями
Как совмещать работу и спорт? Мы подготовили несколько рекомендаций для тех, кто задается вопросом «как же успеть все и сразу»?
Жизнь многих спортсменов - это не только нескончаемые тренировки. У преобладающего большинства любителей и профессионалов в области спорта есть основная работа. Вырваться из рабочей рутины и провести тренировку порой бывает очень сложно: времени и сил после тяжелого трудового дня совершенно не хватает, а пропускать занятия спортом очень не хочется, ведь где одна пропущенная тренировка – там и вторая, которые потом крайне сложно компенсировать.
Что же делать? Как совмещать работу и спорт? Конечно, некоторые счастливчики могут похвастаться свободным рабочим графиком и неограниченным временем на тренировки, но, к сожалению, везет не всем. Мы подготовили несколько рекомендаций для тех, кто задается вопросом « как же успеть все и сразу »?
Важно: даже если вы найдете время на спорт, не забывайте о важнейших вещах – питании до и после тренировок. Помните, что рост мышц более чем на 80% зависим от того, что и как вы едите.
1) У некоторых спортсменов есть возможность тренироваться с утра , до работы. Но здесь есть свои нюансы – тренироваться голодным нельзя, как и ранее 2-х часов после еды. На работу опаздывать также нежелательно, а при таком графике на тренировку вставать придется в 4-5 утра. Что же делать? Ведь перед физической активностью необходимо выспаться и быть полным сил. Выход есть – несмотря на то, что завтрак должен быть самым питательным приемом пищи за весь день, в день тренировки упростите меню до протеинового коктейля непосредственно перед тренировкой.
Многие задаются вопросом – а нужно ли завтракать перед утренней тренировкой или можно обойтись чашечкой кофе и дождаться обеда, чтобы как следует плотно подкрепиться уже после физической нагрузки? У нас есть однозначный ответ на этот вопрос – завтракать нужно, и нужно делать это качественно, но не нагружая организм тяжелой, плохо усваиваемой пищей.
Чтобы ваш завтрак принес организму только пользу, зарядил энергией на весь день и обеспечил вас чувством насыщения на длительное время, советуем добавлять к нему овсяно-яблочный напиток Herbalife. Напиток можно использовать, как самостоятельную добавку к ему ваш привычному завтраку, либо сочетать с Коктейлем Формула 1 или напитком на основе Алоэ и Травяным напитком Herbalife. Такой полезный и здоровый завтрак с высоким содержанием углеводов прекрасно подойдет для тех, кто борется с лишним весом, а также для поддержания оптимального функционирования пищеварительной системы.
2) Самый наплыв спортсменов в зале обычно начинается с 19.00, после работы. В конце дня, ближе к 21.00-22.00 наблюдается спад активности . Время самое удобное для проведения тренировок, единственное, что может помешать – это усталость после рабочего дня и лень. Многие хотят быстрее приехать домой, спокойно поужинать, расслабиться и отдохнуть. Если же вы переборете свою лень, вечерняя тренировка будет самым оптимальным вариантом. После тренировки обязательно нужно поужинать, сократив количество простых углеводов и не переесть. Поэтому постарайтесь на ужин приготовить блюда с низким содержанием жира и углеводов. Куриная грудка, постное мясо, свежие овощи – ингредиенты, из которых можно приготовить множество вкусных и полезных блюд.
3) Некоторые спортсмены выбирают тренировки в обеденный перерыв , время на него выделяется в любой организации. Это идеальный вариант: можно нормально позавтракать и плотно пообедать после занятий. Главный минус – недостаток времени. Обеденный перерыв обычно длится час, а за час, к сожалению, провести качественную тренировку не всегда удается: не у всех спортзал находится близко от работы, до него нужно добраться, успеть переодеться и размяться, потренироваться, опять размяться, переодеться, принять душ и обязательно – поесть.
4) Когда работа в будни категорически не позволяет тренироваться, выход есть – тренировки по выходным . Но и здесь вас тоже может одолеть лень, ведь выходные дни предоставлены человеку, чтобы отдыхать. В выходные дни можно собрать группу друзей и знакомых, кто с удовольствием составит вам компанию, – вместе веселее, а часы тренировок не испортит ваши выходные, а, наоборот, повысят настроение, обеспечат энергией на весь день и придут уверенности.
Чтобы получить максимум пользы от тренировки, обратитесь к консультанту по питанию, который составит план питания, подходящий именно вам, пройдите по ссылке .Какие виды занятий физической культурой наиболее подходящие для пожилых людей
Если человек всю жизнь занимался спортом, то на пенсии он может продолжать привычные тренировки. А для тех, кто только начинает занятия и/или имеет ограничения по здоровью, подойдут виды спорта с мягким воздействием на организм. Однако в обоих случаях лучше получить консультацию врача перед началом тренировок.
Йога, пилатес, стретчинг
Они помогают сохранить или восстановить подвижность суставов, повысить эластичность мышц и связок, улучшить координацию и укрепить мышечный корсет — так называют группу мышц, отвечающих за стабильность позвоночника, бедер и таза.
Пилатес
был разработан для реабилитации организма после травм, поэтому он отлично подходит для людей старшего возраста, имеющих хронические заболевания. Для начала лучше выбрать «пилатес мат» — базовые упражнения без оборудования на коврике. В дальнейшем можно добавить занятия посложнее, например с фитболом, надувной полусферой BOSU или роллом.
Занятия
йогой
состоят из выполнения асан — статических или динамических поз, воздействующих на разные части тела. Существуют разные виды йоги: как интенсивные, с силовыми асанами и упражнениями на баланс, так и мягкие, с преобладанием статических поз и легким растяжением мышц. Помимо выполнения асан, занятие может включать комплекс дыхательных упражнений и медитацию.
Стретчинг
— это упражнения, направленные на растяжку мышц и повышение гибкости. Они помогают снять мышечные зажимы, расслабить тело, избавиться от головных болей и болей в спине, улучшить кровоснабжение мозга и внутренних органов, наладить сон и т. д.
Плавание, аквааэробика
Эти виды спорта хороши тем, что позволяют укреплять мышечный корсет без нагрузки на позвоночник и суставы. Они подходят людям с артропатией, остеопорозом или лишним весом. Для занятий аквааэробикой даже необязательно уметь плавать: занятия, как правило, проходят на небольшой глубине или с использованием поддерживающих устройств.
Бодифлекс
Представляет собой комплекс
дыхательных упражнений
, сопровождаемых растяжкой и статическим напряжением мышц. Эта практика позволяет снять напряжение, насытить ткани кислородом, ускорить метаболизм и улучшить состояние внутренних органов. Но стоит иметь в виду, что бодифлекс дает нагрузку на сердце и может повышать артериальное давление, так что он противопоказан при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Оздоровительная гимнастика, ЛФК
Хорошо знакомая многим людям пожилого возраста система упражнений, разработанная в СССР. Применяется в больницах, санаториях и оздоровительных центрах как способ укрепления здоровья и реабилитации после болезней.
Как можно подготовиться к занятиям физической культурой для пожилых людей
Даже минимальная физическая активность лучше сказывается на организме, чем ее полное отсутствие, свидетельствуют результаты многочисленных исследований. Бездействие связано с изменениями в составе тела , увеличением процента жира в организме и сопутствующим снижением безжировой массы тела.А атрофия скелетных мышц часто считается признаком старения.
Умеренные тренировки являются защитным фактором от неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые расстройства, инсульт, диабет, также они способны отсрочить начало деменции и улучшить самочувствие.
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает общие советы, как тренировать свое тело в старости. Рекомендации включают аэробные и силовые упражнения, а также упражнения на равновесие для снижения риска падений.Если пожилые люди не могут следовать рекомендациям из-за хронических заболеваний, они должны быть настолько активными, насколько позволяют их возможности и окружающие условия.
ВОЗ отмечает: взрослые старше 65 лет должны заниматься аэробикой средней интенсивности не менее 150 минут в неделю(например, по 30 минут в течение пяти дней). Выполнять упражнения, стимулирующие кардионагрузку, следует подходами продолжительностью не менее 10 минут. Для получения дополнительной пользы можно увеличить свою аэробную активность до 300 минут в неделю.
Упражнения для укрепления мышц должны проходить с задействованием основных групп мышц в течение минимум двух дней. Также в течение трех и более дней в неделю рекомендуется выполнять физические упражнения для улучшения координации движений и предотвращения падений.
Какие виды занятий физической культурой наиболее эффективны для похудения
Сжигание калорий при выполнении кардио происходит исключительно в рамках тренировки, но не прекращается после окончания высокоинтенсивной интервальной. Силовые нагрузки тоже имеют свои особенности. Наиболее доступно этот тип физической активности был описан Алвином Косгровом, который посвятил сравнению кардио и силовых тренировок одну из своих статьей. В ней он привел описание одного из экспериментов.
Исследование проводилось на трех группах. Первая состояла из людей, строго соблюдающих диету. Во второй были участники, которые, помимо ограничений в питании, занимались еще и аэробикой. Людям из третьей приходилось придерживаться диеты, ходить на аэробику, выполнять силовой тренинг. Разница между потерей веса за три месяца у первой (6,5 кг) и второй (7 кг) группами составила всего полкилограмма. Последним приходилось посвящать аэробике от получаса и до 50 минут трижды в неделю. Участники, дополнительно занимающиеся силовыми упражнениями, потеряли 9,6 килограммов, что гораздо больше, нежели и у первой, и у второй группы.
Следовательно, одна лишь аэробика не позволяет достичь больше даже во время диеты. И это, учитывая то, что для потери полкило пришлось выполнить порядка 36 занятий. Гораздо эффективнее работает силовой тренинг, позволяющий добиться более высоких результатов.
Однако, анализируя данный эксперимент, получается, что именно питание способствует потере большего количества лишнего веса. Аэробная нагрузка позволяет ускорить похудение, но не сильно. И чтобы добиться максимального результата, наряду с аэробными нагрузками и диетой, необходимо включать в свою программу по обретению стройности еще и силовые упражнения.
И не стоит удивляться тому, что люди, занимающиеся аэробной физической активностью и соблюдающие диету, худеют гораздо медленнее тех, кто еще и выполняет силовой тренинг. Необязательно выбирать между бегом и качалкой, можно совмещать эти два типа тренировки, получая гораздо больший результат.
Если снова обратиться за экспертным мнением к Косгрову, то лучшими силовыми упражнениями являются те, которые задействуют максимальное число мышц. К ним относятся: берпи, выпады, приседания, отжимания, махи с гирей, подтягивания. Выполняться они должны от 8 и до 12 раз без перерывов. Процесс сжигания жира после силовой тренировки продолжается еще двое суток, а бонусом к самой тренировки становится наращивание мышечной массы.
Не стоит воспринимать силовые упражнения исключительной и единственной физической активностью для сжигания калорий. Они стоят на высшей ступени по снижению веса, чуть ниже идут высокоинтенсивные интервальные тренировки, а затем кардио. Данная иерархия приводится при равной затрате времени на занятие, к примеру, полчаса. И здесь кроется основной минус и интервальных, и силовых тренировок. Они могут выполняться лишь ограниченное время, а дальше мышцы просто отказываются слушаться. Кроме того, на восстановление требуется не менее двух суток. Заниматься кардио можно каждый день, поскольку оно не вызывает стресса, а сами тренировки могут длиться часами.
Ситуация получается следующей: и интервальные с высокой интенсивностью, и силовые тренировки позволяют сжечь большое количество калорий, но не больше, чем того «захочет» организм, поскольку мышечный отказ после 30-45 минут занятий, как и процесс восстановления в течение нескольких дней неизбежны, а вот кардио не ограничивает худеющего ни в чем. Следовательно, человек, готовый бегать каждый день по несколько часов сможет сжечь больше калорий, нежели тот, кто занимается только силовым, либо интенсивным тренингом трижды в неделю.
Эксперты сходятся во мнении, что для эффективного похудения подходят спортивные виды, требующие интенсивной физической активности. Бег, плавание, велосипед и теннис являются отличным выбором, так как они активизируют обмен веществ и способствуют сжиганию лишних калорий. Однако, следует учитывать индивидуальные особенности организма и предпочтения, чтобы найти оптимальный вид спорта, который будет приносить удовольствие и стимулировать к постоянной физической активности.
Какие виды занятий физической культурой наиболее эффективны для укрепления мышечной массы
djiledesign
iStock
Авторы: Howe LP, Read P, Waldron М.
Перевод - Сергей Струков.
В основе практической деятельности специалиста по силовой и кондиционной тренировке лежит развитие физических способностей, что и приводит к улучшению спортивных результатов. Одна из этих способностей – развитие максимальной силы, поскольку она связана с ограничениями каждого спортивного навыка (85). Неврологические факторы оказывают первоочередное влияние на развитие силы, однако структурная адаптация после долговременной силовой тренировки также влияет на способность производить усилие (19), хотя роль гипертрофии в увеличении максимальной силы, вероятно, преувеличена (49).
Тем не менее, в случае необходимости для спортсмена развивать большие усилия против внешнего сопротивления, как правило, желательно увеличение массы мышц. В действительности, поперечник конечностей у высококвалифицированных спортсменов связан с производством горизонтальной и вертикальной мощности (93). Этим фактом обосновывается развитие скелетно-мышечной системы до нервных факторов как часть «этапа потенциации в модели периодизации» (85). Поэтому во многих ситуациях увеличение мышечной массы до определённой степени способствует росту спортивных результатов.
Наряду с вопросами работоспособности, увеличение массы мышц также может понадобиться после возникновения травмы. В ходе процесса реабилитации основная проблема – атрофия мышц без нагрузки (40). В случае, когда мышечная атрофия усиливается из-за иммобилизации, рекомендуется продлевать период реабилитации (8). Поэтому восстановление мышечной ткани может стать важной целью, которую нужно достигнуть для полного восстановления функции спортсмена после травмы.
Предполагают три основных механизма, ответственных за адаптацию к тренировке: механическое напряжение, метаболический стресс и повреждения мышц (65). Механическое напряжение означает нагрузку на мышцы и предположительно нарушает структуру скелетных мышц, целостность отдельных мышечных волокон и ведёт к клеточным реакциям, путём стимуляции пути mTOR (38). Локальный метаболический стресс включает накопление побочных продуктов метаболизма, таких как лактат в крови и ионы водорода, вызванные активацией быстрого гликолиза (32, 89). Считается, что метаболические возмущения способны стимулировать анаболизм при помощи механизмов, связанных с повышением локального выделения миокинов, увеличением продукции активных форм кислорода, клеточным отёком и острой гормональной реакцией (66). Наконец, есть предположение о стимуляции гипертрофических реакций от повреждения мышц (37), при котором воспалительная реакция и усиление синтеза мышечных белков, вызванные повреждением мышц физической нагрузкой, приводят к увеличению размера мышц. Рекомендуем читателям, желающим подробнее разобраться с каждым механизмом, лежащим в основе физиологической адаптации, обратиться к работе Schoenfeld (65).
Какие виды занятий физической культурой наиболее эффективны для улучшения координации движений
Развитие речи ребенка напрямую зависит от развития его общей и мелкой моторики. Другими словами, чем лучше ребенок двигается, чем боле скоординированы его движения, тем лучше он говорит.
Существуют целые комплексы упражнений на координацию простых и сложных движений. Одни упражнения направлены на сохранение ритма, другие — на согласование нескольких действий, третьи — на точность воспроизведения и прочее.
Многие упражнения детям можно выполнять не только в спортзале, но и дома под присмотром взрослых.
Дома есть беговая дорожка и степпер? Супер! Используя их, спортивное занятие можно превратить в интересную и полезную игру.
Упражнения на беговой дорожке
Просто ходить на беговой дорожке скучно, поэтому вносим разнообразие: исходное положение спиной к блоку управления спортивного агрегата. Запускаем дорожку на самую малую скорость, и ребенок начинает двигаться спиной вперед. Постепенно увеличиваем скорость до ходьбы в нормальном темпе.
Усложняем задачу: даем ребенку массажный мячик, чтобы он его перекидывал из руки в руку.
Когда ребенок адаптируется к движениям, еще усложняем задачу: даем второй мячик и просим жонглировать — перекидывать мячики из руки в руку.
Следующее упражнение: ходьба боком, приставными шагами. Беговая дорожка включена на малую скорость. Сначала ребенок поворачивается передвигается правым боком, затем, по команде взрослого, перестраивается — идёт левым боком. Задача усложнена тем, что ребенок не держится за поручень, а перебирает руками массажный мячик.
Третье упражнение: ходьба по дорожке с переворотом вокруг своей оси на 360 градусов. И да, в руках у ребенка по-прежнему массажный мячик. Поворот вокруг своей оси делается по команде взрослого.
Ходьба на лыжах (тренажер «Ходьба по волнам»)
Бег на лыжах требует определенной ловкости и согласованности движений. На лыжном тренажере бегать проще, но мы не ищем легких путей! Когда ребенок начинает двигаться на тренажере, он не держится за поручни, а перекидывает из руки в руку массажный мячик.
Далее усложняем задачу: ребенок двигается и перекидывает мячик вслепую — с повязкой на глазах.
Сложно удерживать равновесие? Еще бы! Но это упражнение отлично тренирует координацию движений.
На степпере
Чтобы ребенок не заскучал, шагая на степпере, поиграйте с ним в игру. Возьмите два массажных мячика разного цвета, например, красного и желтого. Кидаете ребенку оба мячика, но малыш должен поймать только один, именно того цвета, который вы называете.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.
Проект ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.